Российский разработчик программных продуктов и заказных решений для государственного сектора и бизнеса
Контакты
Назад к новостям

О способах повышения доходов бюджетов за счет имущества на Васильевских чтениях

Назад к новостям

25 апреля в Москве состоялись XII Васильевские чтения – ежегодный форум «Общественные финансы: наука и практика». Главным партнером мероприятия выступил БФТ-Холдинг, российский разработчик программных продуктов и заказных решений для государственного сектора и бизнеса. БФТ-Холдинг поделился с участниками кейсами и цифровыми инструментами для роста имущественных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

Форум «Васильевские чтения» объединил на одной площадке представителей Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, руководителей региональных и муниципальных финансовых органов, а также финансовых контролеров и других экспертов. Организаторами форума стали ИД «Бюджет», Союз Финансистов России, Союз развития государственных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Центр стратегических разработок.

Директор по развитию БФТ-Холдинга Сергей Тюрин в докладе «Автоматизация как инструмент роста имущественных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов» рассказал о подходе Компании к цифровизации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (РУОН).

Согласно Федеральному закону № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с июля 2021 года органы местного самоуправления обязаны проводить мероприятия по выявлению сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и их внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Субъектам РФ необходимо обеспечить данную работу и завершить ее до 2027 года.

Комплекс мероприятий по выявлению правообладателей состоит из пяти основных направлений. Сначала сотрудникам органа местного самоуправления нужно провести анализ сведений о правообладателях, находящихся в архивах, – всего это около 25 млн объектов по всей территории страны. Далее необходимо подготовить запросы в госведомства для получения дополнительных данных: в МВД – о регистрации по месту жительства, в ЗАГС – о смерти, в Социальный фонд – о лицевом счете и так далее. На следующем этапе необходимо оформить проект решения о выявлении правообладателя РУОН, согласовать с правообладателем и принять решение. После этого в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения заявление о внесении сведений в ЕГРН нужно направить в Росреестр. Если правообладателя выявить не удалось, уполномоченные органы имеют право оформить объекту статус бесхозного или выморочного имущества, однако такие данные также должны быть переданы в Росреестр в установленный срок.

Очевидно, что выявление правообладателей РУОН – это трудоемкая задача, которая требует значительных временных ресурсов со стороны сотрудников местных органов власти. Так, только за 2022-2023 годы работа была проведена уже в отношении 10 млн объектов, а к 2027 году целевой показатель – 24,5 млн объектов.

«Мы понимаем, что у нас есть четко регламентированный перечень работ, растянутый во времени, и большой объем объектов. Без автоматизации и контроля со стороны региона решение данной задачи в установленные сроки будет проблематично для муниципальных образований», – отметил спикер.

Автоматизация бизнес-процесса на базе единого цифрового решения позволит ускорить процедуру выявления владельцев, а также избежать ошибок, связанных с человеческим фактором, при поиске и обработке данных.

Согласно методологии БФТ-Холдинга автоматизированный процесс в рамках выявления правообладателей РУОН можно разделить на несколько шагов:

  • построение хранилища данных, в которое будет включена информация об объектах, правообладателях и документах в структурированном виде; 

  • обследование и сбор сведений об объектах с выездом на место и формирование акта обследования в электронном виде;

  • обеспечение межведомственного взаимодействия и отправка запросов в МВД, ФНС, СФР, ЗАГС и Росреестр посредством СМЭВ, нотариусу посредством электронной почты;

  • формирование проекта решения о выявлении правообладателя на основе собранных документов и  информирование правообладателя о проекте решения посредством Единого портала Госуслуг, почты или электронной почты;

  • принятие решения уполномоченного органа о признании гражданина правообладателем РУОН;

  • отправка проекта решения в Росреестр посредством СМЭВ, получение подтверждения из Росреестра и перевод объекта в архив;

  • оформление бесхозного и выморочного имущества;

  • формирование проекта решения о выявлении таких объектов, направление документов о постановке объекта на учет в Росреестр посредством СМЭВ, оформление объекта в муниципальную собственность, проведение процедур по распоряжению имуществом (продажа, аренда), правообладатель по которому не выявлен.


Автоматизация процесса выявления правообладателя позволит органам местного самоуправления обеспечить соблюдение всех требований и регламентных сроков, предусмотренных законодательством, добиться экономии и сокращения трудовых затрат. И главное – при качественном выполнении работы по установлению правообладателей мы сможем повысить имущественные налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований.

Сергей Тюрин
Директор по развитию БФТ-Холдинга

Описанная выше функциональность реализована в программном комплексе  «БФТ.Имущество». Функционал уже внедрен и активно используется в пяти регионах России.